АККОРДЕОН
Рис. 3. Аккордеон: 1 - язычок; 2 - проемный клапан; 3 - голосовая планка; 4 - входная камера аккордов; 5 - входная камера басов; 6 - входные камеры мелодии; 7 - мех; 8 - левый полукорпус; 9 - правый полукорпус; 10 - гриф; 11 - клавиши мелодии; 12 - сетка; 13 - кнопки клавиатуры аккомпанемента; 14 - переключатели регистров мелодии и аккомпанемента |
Разновидностью хроматической гармони, получившей распространение в Советском Союзе в 30-х годах XX в., является баян с клавиатурой фортепьянного типа в мелодии, известный за рубежом под названием рiano-аккордеон, а у нас - аккордеон (рис. 3). По звучанию аккордеон отличается от баянов наличием биений, или так называемого розлива, который достигается настройкой с отклонением частоты колебаний однозвучно настроенных язычков отдельных групп в пределах 3-4 Гц.
Как правило, все аккордеоны (за исключением детских) имеют регистровые переключатели, дающие возможность включать или выключать отдельные участки звуков диапазона и изменять таким образом характер и тембр звучания, употребляя звучание одноголосное, в унисон, в октаву, в две октавы и т. д.
Регистровые переключатели бывают также в некоторых современных баянах.
Существуют и оркестровые аккордеоны (пикколо, альт и т. д.".
Наиболее распространенными являются аккордеоны с 34- 41 клавишами в мелодии и 80-120 кнопками в аккомпанементе. Количество регистровых переключателей бывает от 5 и более в мелодии и от 2 и более в аккомпанементе.
аккордео́н (фр. accordéon) — музыкальный инструмент, ручная гармоника. В русской традиции так принято называть только инструменты с правой клавиатурой фортепьянного типа (обычно несколько тембровых регистров) — в отличие, например, от баяна.
Первый аккордеон запатентовал и дал ему название венский мастер К. Демиан (1829). В России название «аккордеон» бытует с XIX века. Ранние модели имели 5—10 кнопок на правой и 2—4 на левой клавиатурах, при смене движения меха извлекались звуки разной высоты.
Аккордеон произошёл от губной гармоники.
Для изучения в настоящее время существует множество «Школ изучения игры на аккордеоне», в частности в России — авторов:
• |
Мирек |
• |
Двилянский |
• |
Лушников |
• |
Лондонов |
• |
Роман Бажилин |
а также следующие сочинения на немецком языке:
• |
«A. Unterricht dasselbe spielen zu lernen» (Лейпц., 1834) |
• |
Циммерман «Tabelle für A., mit 58 Tönen». |
В конце XIX века аккордеоны в большом количестве изготавливались в Клингентале (Саксония).
Среди композиторов, писавших музыку специально для аккордеона, можно выделить всемирно известных Астора Пьяццоллу (автора множества известных танго) и Яна Тирсена (композитора фильма Амели).
Достоинства
• |
Использование множества т. н. регистров, позволяющих менять и комбинировать октавы исполняемых мелодий, даёт возможность моделировать множество других инструментов и тем самым фактически заменить их звучание. На концертных версиях аккордеонов существуют регистры, расположенные в местах, которые позволяют переключать их, не прерывая мелодии (например, т. н. «подбородковые» регистры). |
• |
Управляемость длительностью звучания позволяет извлекать звуки почти произвольной длительности и, тем самым, адекватно воспроизводить орган, в отличие от фортепьяно, где это невозможно. |
• |
Зависимость извлечения звука от движения меха даёт простор дополнительным приёмам звукоизвлечения (например, вибрато) вплоть до изменения высоты ноты на дробные доли тона (нетемперированное глиссандо). |
• |
Портативность позволяет выступать музыкантам в практически любом месте. |