Труба
Труба — наиболее резкий и выделяющийся инструмент в оркестре. Звучность трубы исполнена «...возвышенного благородства и сверкающего блеска. Она не только вполне согласуется с понятием воинственного, с криками ярости и мщенья, но и превосходно сочетается с представлением о радостном пении торжествующих победителей», - так писал о трубе Гектор Берлиоз.
Труба является самым высоким по тесситуре медным духовым инструментом симфонического оркестра.
Труба, так же как и валторна, имеет три вентиля, которые понижают натуральную шкалу в обычном порядке до трёх тонов включительно.
Регистры трубы разнообразны. Звучание нижних нот - грубовато и слегка неустойчиво. Средний регистр - самые яркие, блестящие звуки в FF и полнозвучные, певучие в Р.Самые высокие звуки извлекаются с трудом.
Техника игры на трубе отличается большой подвижностью, труба блестяще выполняет диатонические и хроматические пассажи, простые и ломаные арпеджио и так далее. Расход дыхания на трубе сравнительно небольшой, и поэтому на ней возможны широкие, яркого тембра и большой протяженности мелодические фразы в legato. Стаккатная техника на трубе блестяща и стремительна (за исключением самых крайних регистров). Возможно исполнение трелей. Момент возникновения звука на трубе острый и определённый.
Очень употребителен на трубе приём игры con sordino, сильно изменяющий не только силу звука, но и сам тембр.
Валторна
Прародителем современной валторны был рог. С незапамятных времён сигналы рогов возвещали о начале сражений. В средние века и позже, вплоть до начала XVIII века, великолепный сильный звук рога раздавался на охоте, на состязаниях, на торжественных придворных церемониях. В XVII веке валторну стали вводить в оперу, но лишь в следующем столетии она стала постоянным членом оркестра. И само название инструмента - валторна - показывает его прежнее
предназначение: ведь это слово происходит от немецкого waldhorn - лесной рог.
Металлическая трубка старинной валторны была очень длинна: в развёрнутом виде она достигала пять метров девяносто сантиметров. Звук старинной валторны был необыкновенно красив. Но инструмент оказался ограниченным в своих звуковых возможностях: на нём можно было извлечь лишь звуки натурального звукоряда. Поэтому такие валторны стали называть натуральными валторнами.
Исполнители - валторнисты и музыкальные мастера приложили все усилия, чтобы обогатить звуковой состав валторны. Музыканты стали пользоваться добавочными трубками - кронами, которые легко вставлялись в верхний конец основной трубки и так же быстро вынимались. Можно было вставлять в валторну две трубочки, но употребление нескольких крон скверно влияло на звук, делая его глубоким и некрасивым.
Валторна по своей тесситуре ниже трубы, но в группе медных духовых инструментов записывается на более высокой строчке партитуры. По своему тембру она прекрасно связывает деревянную группу с группой медных духовых инструментов и является как бы переходным инструментом. По этим причинам во многих партитурах XVIII века валторны помещались в группе деревянных духовых инструментов над фаготами.
Из всех медных духовых инструментов валторна отличается наибольшим диапазоном.
Валторна - инструмент транспонирующий. В современных симфонических оркестрах наиболее употребительна хроматическая валторна in F, транспонирующая при записи в скрипичном ключе на квинту вниз.
Техника игры на валторне. Валторна особенно пригодна для извлечения длинных нот (педали) и мелодий широкого дыхания. Расход
воздуха на ней относительно невелик. Момент возникновения звука на валторне несколько ленив и не столь отчетлив как на других инструментах. Штрих legato на валторне звучит идеально. Стаккатная техника весьма стремительна. Сурдины на валторне применяются крайне редко. Особенно эффектно на валторне звучит glissando.