Суббота, 27.04.2024, 17:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Новолукомльская ДШИ

Баян

embim8Баян - один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гаpмоник. Впервые название "баян" встречается в афишах и рекламах начиная с 1891 года. До этого времени подобный инструмент назывался гармоника.

Гармоника произошла от азиатского инструмента, который назывался шен. Шен в России был известен очень давно, в X-XIII веках в период татаро-монгольского владычества. Некоторые исследователи утверждают, что шен прошёл путь из Азии в Россию, а затем в Европу, где был усовершенствован и стал распространенным, подлинно популярным во всей Европе музыкальным инструментом - гармоникой.

embim9В России определённым толчком в распространении инструмента явилось приобретение Иваном Сизовым на Нижегородской ярмарке в 1830 г. ручной гармоники, после чего он решил открыть гармонную мастерскую. К сороковым годам XIX века появилась в Туле первая фабрика Тимофея Воронцова, которая выпускала 10000 гармоник в год. Это способствовало самому широкому распространению инструмента, и к середине XIX в. гармоника становится символом нового народного музыкального инструмента. Она обязательная участница всех народных празднеств и гуляний.

Если в Европе гармонику делали музыкальные мастера, то в России, наоборот, гармоника создавала из народных умельцев мастеров. Потому в России, как ни в какой другой стране такое богатство чисто национальных конструкций гармоники, отличающихся не только формой, но и разнообразием звукоряда. Репертуар, например, саратовской гармоники невозможно исполнить на ливенки, репертуар ливенки на бологоевке и т.д. Название гармоники определялось местом, где ее сделали.

embim10Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские кустари. Их первые ТУЛЬСКИЕ гармошки были всего с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки). На той же основе стали развиваться модели очень маленьких концертных гармоник - ЧЕРЕПАШЕК. Очень звонкие и голосистые они производили впечатление на публику, хотя это и был более эксцентрический номер, чем музыка.

Появившиеся вслед за тульскими САРАТОВСКИЕ гармошки конструктивно ничем не отличались от первых, но саратовские мастера смогли найти необычный тембр звучания, добавив в конструкцию колокольчики. Эти гармошечки приобрели в народе большую популярность.

Вятские кустари расширили диапазон звучания гармошек (добавили кнопок в левую и правую руку). Изобретенный ими вариант инструмента получил название ВЯТСКОЙ гармони.

embim11Все перечисленные инструменты имели особенность - одна и та же кнопка на разжим и сжим мехов издавала разные звуки. Эти гармони имели одно общее название - ТАЛЬЯНКИ. Тальянки могли быть с русским или немецким строем. При игре на таких гармошках нужно было прежде всего владеть техникой игры мехами, чтобы правильно вывести мелодию .

Проблему решили ЛИВЕНСКИЕ кустари. На гармонях ливенских мастеров звук не менялся при смене меха. Гармошки не имели ремней, которые перекидывались через плечо. С правой и с левой стороны короткие ремни обхватывали кисти рук. У ливенской гармошки меха были невероятно длинными. Такую гармошку можно было буквально обмотать вокруг себя, т.к. при полном растяжении меха ее длина достигала двух метров.

Следующим этапом в развитии гармони были двухрядные гармошки, конструкция которых пришла в Россию из Европы. Гармонь-двухрядку можно было бы еще назвать и "двухзвукорядной", т.к. за каждым рядом кнопок в правой руке закреплялся определенный звукоряд. Такие гармошки получили название РУССКИЕ ВЕНКИ.

embim12В настоящее время все перечисленные выше гармошки - большая редкость. Примерно с 50-х годов XX века тальянки были практически вытеснены хромками. Хромки могут быть "порядковыми" или "непорядковыми". У непорядковых гармошек с левой стороны не три, а два ряда кнопок (отсутствует вспомогательный ряд). И все же этот инструмент был еще очень далек от баяна.

Баян своим появлением обязан талантливому русскому мастеру - конструктору Петру Стерлигову. Хроматические гармоники (впоследствии баяны) Стерлигова, начиная с 1905 по 1915 г. столь быстро совершенствовались, что и сегодня по их последним образцам делаются фабричные инструменты.

embim13Сделал популярным этот инструмент выдающийся музыкант - гармонист Яков Федорович Орланский-Титаренко. Мастер и виртуоз назвали инструмент в честь легендарного русского музыканта, сказителя и певца Бояна — «баяном». Было это в 1907 году. С той поры и существует на Руси баян — инструмент ныне настолько популярный, что нет нужды говорить о том, как он выглядит.

В последние годы некоторое распространение получил "выборный" баян. Особенность его заключается в том, что в клавиатуре левой руки нет "готовых" аккордов. Это заметно расширяет музыкально-исполнительские возможности инструмента, но в то же время очень усложняет технику игры.

В наше время композиторы пишут для баяна оригинальные произведения вплоть до сочинений крупных форм сонат, концертов. В музыкальных учебных заведениях существуют классы игры на баяне, в которых готовят квалифицированных баянистов. Фабрики выпускают большое количество гармоник и баянов разных систем. И при всем том баян остается народным инструментом, на котором играли и продолжают играть народную музыку.

 

ГАРМОНЬ

Появление гармони в России относится к первой половине XVIII в. Совершенствование "венки" (венской диатонической гармони) русскими мастерами началось в 1-й четверти XIX в. и привело к созданию наиболее распространенной к тому времени двухрядной гармони с "русским" и "немецким" строем. Высота извлекаемого звука при нажатии одной какой-нибудь клавиши (кнопки) зависела от направления движения меха, т. е. при сжиме или разжиме меха одна и та же клавиша вызывала звуки различной высоты. Разновидности гармоней, созданных в то время мастерами в России, приобрели названия по месту их изобретения или изготовления (тульская, саратовская, татарская, каснмовка, ливанская, череповецкая и др.). Многие из этих гармоней были приспособлены к музыкальному складу русских, татарских, марийских и других народных песен.

 

В результате дальнейшего совершенствования русские мастера создали двухрядную диатоническую гармонь "хромку", которая отличается от венской тем, что высота звука не зависит от направления движения меха.

 

Поскольку высота звука венской гармони при всех разновидностях строя меняется в зависимости от направления движения меха, то диапазон ее почти в 1,5 раза больше диапазона "хромки" при том же количестве клавиш. Но наряду с этим преимуществом венская гармонь имеет существенный недостаток - на ней значительно труднее играть. По этой причине венская гармонь посте пенно выходит из употребления, и ее применение у нас уже в на стоящее время чрезвычайно ограничено. И диатоническая "хромка" ввиду ее ограниченных исполнительских возможностей даже некоторых простых музыкальных произведений начиная с 70-х гг. не удовлетворяла возросшим культурным запросам исполнителей и применялась все реже и реже.

 

Диатоническая гармонь "хромка" с 25 клавишами (кнопками) в мелодии (правая рука) и 25 кнопками в басах или аккомпанементе (левая рука) является наиболее распространенной в настоящее время (рис. 1).

img_111

Рис. 1. Гармонь: 1 - язычок; 2 - проемный клапан; 3 - голосовая планка; 4 - входная камера аккордов; 5 - входная камера басов; 6 - входные камеры мелодии; 7 - мех; 8 - левый полукорпус; 9 - правый полукорпус; 10 - гриф; 11 - кнопки клавиатуры мелодии; 12 - сетка; 13 - кнопки клавиатуры аккомпанента

В 1870 г. в Туле по идее Н. Белобородова (1828-1912 гг.) была создана первая хроматическая двухрядная гармонь. А созданную в конце XIX и начале XX в. Мастером П. Стерлинговым русскую трехрядную хроматическую гармонь в Петербурге Гармонист А. Орланский-Титаренко (1877-1941 гг.) назвал баяном по имени древнерусского певца-поэта, упомянутого в "Слове о полку Игореве".

 

Совершенствование этого инструмента в России привело к созданию трех основных разновидностей баянов: с готовым аккомпанентом (фиксированными аккордами - мажорными и минорными трезвучиями и септаккордами), с выборным аккомпанементом (исполнитель сам набирает нужные аккорды) и с готово-выборным аккомпанементом (сочетающим фиксированные и выборные аккорды).

 

Последний вид баяна наиболее удобен, хотя на нем более сложно играть, чем на баяне с готовым аккомпанементом.

ОРКЕСТРОВЫЙ БАЯН

 

img_112

Рис. 2. Баян: 1 - язычок; 2 - проемный канал; 3 - голосовая планка; 4 - входная камера аккордов; 5 - входная камера басов; 6 - входные камеры мелодии; 7 - мех; 8 - левый полукорпус; 9 - правый полукорпус; 10 = гриф; 11 - кнопки клавиатуры мелодии; 12 - сетка; 13 - кнопки клавиатуры аккомпанемента; 14 - переключатель регистров мелодии

Иной разновидностью баянов являются оркестровые баяны (пикколо, альт, прима, тенор, бас, контрабас), которые применяяются в оркестрах баянистов. В связи с широким развитием в нашей стране художественной самодеятельности спрос на оркестровые баяны (особенно в последнее время) сильно возрастает.

 

Основным видом хроматической гармони, выпускаемой промышленностью в настоящее время, является трехрядный двухголосный баян с 52-61 кнопками (пуговицами) в мелодии и 100- 120 кнопками в готовом аккомпанементе (рис. 2). Конструкция этого баяна еще недостаточно совершенна и в известной мере сковывает исполнительское мастерство, а также препятствует полному использованию потенциальных возможностей инструмента.

   выбрали этот инструмент? Теперь идём Сюда


абсолютный слух
мини-чаты
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz
//novolukomldshi.ucoz.ru/panel/?a=menus;mn=2