Воскресенье, 28.04.2024, 00:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Новолукомльская ДШИ

ЦИМБАЛЫ

 

  Прародители цимбал были известны уже около шести тысяч лет назад. А первые изображения простых ударных хордофонов (скорее, теоретически напоминающих нынешние цимбалы) сохранились на древнем шумерском памятнике -осколке вазы конца IV  начала III тысячелетия до н. э., на которой запечатлено шествие музыкантов с пяти-, семиструнными инструментами. «Лежачая арфа» (так назвала этот инструмент исследователь инструментария Средней Азии Т. Вызго).

 


Древний цимбалоподобный инструмент. Осколок шумерской вазы (1V-III тыс. до

н.э.).

 

Ещё один цимбалоподобный инструмент можно увидеть на барельефе эпохи Первой вавилонской династии (IX век до н. э.). На нём изображён музыкант, ударяющий палочками по семиструнному инструменту, деревянной конструкции с прикреплённой дугой, на которой натянуты струны разной дайны. На барельефе царского дворца Ассирийского государства (VII век до н. э.) изображены музыканты, которые сопровождают процессию в храм богини Имитар. К туловищу одного из них был прикреплён девятиструнный инструмент, который археологи позже по его треугольной форме назвали «триганоном». Звукоизвлечение на нём осуществлялось при помощи удара палочек. Фактически этот инструмент представлял собой примитивные цимбалы, которые распространились на Востоке и со временем приобрели форму правильной трапеции.

 

В Древней Греции также встречался инструмент, родственный цимбалам. Учёный Пифагор (571  497 годы до н. э.) для изучения музыкальных ладов и интервалов использовал монохорд - однострунный музыкальный инструмент для изучения ладов и интервалов  («моно» - по-гречески - «одна», «хорд» - «струна») Принцип его действия основывался на постепенном перемещении подставки по обозначенным точкам, при котором определялось соотношение между звуками, извлекаемыми при делении струны. Звукоизвлечение осуществлялось при помощи молоточка или путем защипывания струны. Позднее стали применять четыре струны, позволявшие увеличивать число тонов и их комбинаций. Именно такая конструкция была описана римским теоретиком Аристидом Квинтилияном (26 г. н. э.) под названием "геликон". В связи с этим выдвигается предположение, что отказ от передвижной подставки, переход на ударный способ игры могли явиться одной из предпосылок дальнейшего превращения монохорда в цимбалы.

 

Цимбалоподобные инструменты были известны в Азии, Индии, Китае с глубокой древности. Простые в изготовлении и удобные при эксплуатации, они обрели жизнь в культуре разных народов.

 

В( начале нашей эры такой инструмент появился в Древнем Китае и имел название «чжу». В 616 - 907 годы н. э. Этот многострунный ударный инструмент был введен в дворцовый оркестр «яюе».

 

Памятники древнеиндийской литературы упоминают древний инструмент вана вина, который исследователи отождествляют с современными индийскими цимбалами - сантуром. На его струнах, сделанных из травы мунджа, играли бамбуковыми палочками.

 


Индийские цимбалы (сантур)

 

В составе многонационального индийского государства определенную социальную нишу занимали цыгане. Эта народность «относилась к касте "дом", которой законами предписывалось заниматься музыкой». В середине V в. н.э. начинается исход цыган с исторической родины. В связи с этим можно согласиться с мнением Н. Финдейзена, что цимбалы занесены в Европу цыганами, а от них перешли к евреям, малороссам, белорусам и другим славянским племенам.

 

В последующих столетиях происходит расцвет цимбал в европейских странах.

Ученые выделяют несколько путей распространения цимбал. Инструмент ввезен:

- арабами в Испанию, затем в Европу;

- османами, цыганами в Балканские страны;

- рыцарями-крестоносцами в эпоху крестовых походов в Европу.

 


Схема распространения цимбал по европейско-азиатскому континенту.

 

Одновременно с распространением цимбал началось постепенное усовершенствование их конструкции. Оно происходило не только за счёт изменения формы и объёма резонаторного ящика, но и путём увеличения количества и качества струн. На древних инструментах струны были жильными или кишечными. В Средней Азии в конце VII  начале IX веков для нижних струн начали использовать медную проволоку. На рубеже XI -XII веков приспособления для натяжения металлической проволоки появились также и в Европе.

 

Особое внимание к цимбалам в XIVXVI вв. наблюдалось в среде дворянства. Придворное общество использовало инструмент для музицирования, особенно считалось модным играть на нем дамам высшего сословия. Паулиринус в 1461 г., характеризуя инструмент, говорит о его "очень сладкой гармонии", хвалит приятное звучание. По его представлениям, инструмент являлся идеальным для придворной и бюргерской музыки. Французские молоточковые цимбалы описал в своих работах композитор Гийом де Машо в 1375 г.

 

Среди широкораспространённых светских музыкальных инструментов средневековой Европы очень часто встречается такой инструмент, как псалтериум Именно псалтериум, сопровождавший рецитации хвалебных песен, дал название вечной книге  Псалтырю. В псалме 150 упоминается о «звучных кимвалах, кимвалах громогласных»... На древних живописных изображениях цимбалы и псалтериум очень похожи и отличаются только по способу звукоизвлечения: на одном играли щипками плектром), на втором - ударом (палочками).   И фортепиано  прямой потомок цимбал, вернее, их разновидности  псалтериума, в котором была клавиатура.

 


Старинные цимбалы, описанные Себастьянам Вирдунгом (г. Базель, 1511 г.).

 

Период, хронологически обозначенный концом XVII-XVIII в., связан с именем выдающегося немецкого цимбалиста и композитора Панталеона Гебенштрайта (1668-1750). Значимость его в мировой музыкальной культуре неразрывно связана с инструментом панталеономусовершенствованными цимбалами, создателем и пропагандистом которого он являлся. Именно с   легкой руки короля Людовика XIV за инструментом закрепляется название "панталеон" в честь его создателя. Панталеон Гебенштрайт оставил яркий след в истории цимбального искусства как виртуозный цимбалист и импровизатор. Его инструмент соответствовал эстетическим и художественным вкусам общества того времени. И.Кунау назвал его "очаровательным, после клавира самым усовершенствованным инструментом".

 

Проявление интереса к данному инструменту наблюдается в России. "В 17551757 гг. в царствование русской императрицы Елизаветы Петровны панталеон был в большом почете. Виртуоз на панталеоне Иоган Баптист Гумпенхубер, подписав контракт на три года и получив хорошее содержание, был помощником Мареша в работе над усовершенствованием роговой музыки, играл при дворе, в опере и часто выступал в дворцовых концертах, удивляя всех своими собственными сочинениями, чистотой исполнения, блеском каденций, каприччио и трелей" [236]. Из исследования П.Столпянского узнаем, что в Петербурге продавались исключительно клавикорды и только в 1765 г. привезли "пантолоны и клавикорды", причем продавались "стоячие пантолоны" и "подержанный пантолон".

 


Рис. 13. Цимбалы в ансамбле. Англия, 1740 г.

 

На высоком техническом уровне были представлены партии цимбал в операх, симфониях, ораториях XVIII в. В испанской опере в 1753 г. во время пения примадонны используется аккомпанемент цимбал [271, с.7ОЗ]. М.Чиеза, занимая должность второго цимбалиста театра ла Скала в Милане до 1783 г., исполняет эпизодические партии. К.Глюк вводит цимбалы в партитуру оперы "Одураченный Кади".

 

В XVII веке в музыкальной культуре Германии появилась местная разновидность цимбал - хаккбретт, который относился к семейству цимбал. Хаккбретг очень напоминал известные сегодня многим народам Европы цимбалы.

 

С XVI века цимбалы стали использоваться не только как сольный, но и как аккомпанирующий пению, и как ансамблевый инструмент.

 


 

Постепенно цимбалы закрепились не только в светской городской, но и в народной сельской культуре многих народов Европы. К XVIII веку в Венгрии сформировались устойчивые ансамбли цыганской инструментальной музыки, где применялись цимбалы. СХ1Х века инструмент входит в состав оркестров Румынии, Словении, Югославии и распространяется на территориях Швейцарии, Норвегии, Швеции, Англии, Чехии и Северной Америки.

 

Как отмечает исследователь И.Забелин, при дворах русских князей цимбалы появились в конце XV в. вместе с другими иноземными инструментами. Так, в 1586 г, царский двор Москвы принял от английской королевы Елизаветы музыкальные инструменты. Царица Ирина Федоровна была поражена подаренными ей цимбалами, украшенными золотом и финифтью.Среди музыкантов Потешной палаты при царе Михаиле Федоровиче в 1614 г. упоминаются цимбалисты Томило Бесов(1613-1614), Милентий Степанов (1626-1632), Андрей Андреев (1631). По сведениям Н.Костомарова,"... во дворце были веселые гусельники, скрипичники, домрачеи, цимбальники, органисты. Строгий и набожный царь Алексей Михайлови всем своем аскетическом благочестии, в дни рождения и крещения детей своих устраивал во дворе музыку из инструментов того времени...".

 

Непосредственным предшественником нынешних концертных цимбал ,популярных в Венгрии, Чехии, Украине, Молдавии стал  инструмент, созданный в Австро-Венгрии Иожефом Шундой. Этот пештский мастер, работая при королевском дворе, не только теоретически обосновал в 1874 году правомерность существования нового вида цимбал, но и освоил их серийный выпуск. О признании в музыкальном мире изобретения Шунды свидетельствует уважительная надпись на фотографии, которую за полгода до смерти прислал мастеру Ференц Лист. Самым признанным цимбалистом первой половины ХХ ст. считается венгр Аладар Рац, с которым сотрудничали Эрнест Ансерме и Игорь Стравинский. Положительное отношение к инструменту мы  находим в воспоминаниях И.Стравинского: «Однажды е 1914 г. в ресторане в Женеве я впервые услышал цимбалы и  решил, что они смогут заменить гусли. Цимбалист, некто господин  Рац, любезно помог мне найти цимбалы, которые я купил и  держал в швейцарский период моей жизни и даже взял с собой в  Париж после войны. Я научился на них играть, полюбил их и  сочинил "Байку" на них - с двумя палочками в руках, записывая по мере сочинения, - как обычно я сочиняю на рояле». И.Стравинский использовал также цимбалы в камерно-симфоническом произведении "Рэг-тайм", в незавершенных вариантах "Раскольничьего напева" и "Свадебок". В 1926 г. З.Кодай ввел колоритные партии цимбал в оперу  «Хари Янош».

 

История происхождения цимбал в Беларуси

 

Причины, обусловившие появление инструмента на белорусских землях, а также специфика его последующего формирования неотрывно связаны с историко-культурными особенностями развития Беларуси.

 

Создание Великого княжества Литовского способствовало защите белорусских княжеств от набегов татаро-монголов, а также ограждало литовские княжества от власти тевтонского ордена. Новое государственное образование располагалось на территории современной Беларуси, Литвы и части Украины, представляя собой одно из крупнейших государств Восточной Европы эпохи средневековья. Границы его во второй половине XIV в. простирались с севера на юг от Балтийского моря до Черного, с запада на восток от Берестейщины до Смоленщины. Первоначально столицей княжества являлся древний город Новогородок, с 1323 г. - город Вильно.

 

Значительные изменения в общественно-политической жизни повлекли за собой социальную и духовную трансформацию. В этот период происходит формирование основных сословий белорусской народности: шляхта, православное и католическое духовенство, купечество, ремесленники, крестьяне. Специфические черты белорусского языка, возникшие в XIII в., обретают фонетическую, морфологическую, лексическую завершенность, что позволяет в XVI в. закрепить за ним статус официального государственного языка. Культура белорусских земель в XIV-XVI вв. постепенно насыщается идеями Ренессанса, специфичность проявления которых выражается в столкновении западноевропейской и восточноевропейской культурных традиций. Значительными гранями культурного процесса явились развитие книгопечатание, становление образования, появление публицистики. Белорусская культура, используя собственный потенциал, активно вбирает в свою культуру достижения соседних народов, тем самым способствуя вхождению в общеевропейский культурно-исторический процесс.

 

Украинский исследователь А.Гуменк высказывает предположение, что инструмент попал на белорусские земли благодаря немецким феодалам, захватившим прибалтийские и славянские территории в ХП-ХШ вв. Это предположение подкреплено историческими сведениями о захвате белорусского местечка Дрогичин рыцарями тевтонского ордена в 1237 г. В немецком войске было немало музыкантов, так называемых миннезингеров. Существует предположение, что они принесли на белорусские земли цимбалы, которые впоследствии прижились и были модернизированы с учетом художественно-эстетических запросов местного населения. В контексте предположения А.Гуменюка можно высказать еще одну гипотезу. Известно, что князь Гедымин, правитель Великого княжества Литовского (1316-1341), активно заключал торговые соглашения и расширял дипломатические связи с другими странами. Его содействие переселению на территорию княжества немцев, которые владели ремесленными профессиями и в среде которых употреблялись цимбалы, также могло способствовать внедрению инструмента.

 

Активная внешнеторговая деятельность городского купечества, которая связывала нитями взаимовыгодного обмена города Беларуси, Польши, Литвы, России, Украины и энергично распространялась в западном направлении, также в определенной степени содействовала проникновению цимбал на белорусские земли.

 

Следующее предположение, выдвинутое И.Назиной, основывается на возможности попадания цимбал через цыган, расселившихся на территории Беларуси в XIV-XV вв. В середине XIX в. в окрестностях Мира и Несвижа, как отмечал П.Шпилевский, было много цыган, "музыку которых составляли цимбалы, гитара, варган и бубны".

 

Общественно-политическая жизнь государства способствовала расширению связей со странами Западной и Центральной Европы. Воздействие прогрессивных идей европейского Ренессанса нашло отражение в мировоззрении и мироощущении шляхты, вызвало к жизни передовое движение, направленное на усовершенствование общества и государства. Потребность новых знаний заставила наиболее талантливых представителей белорусской молодежи получать образование в учебных заведениях Базеля, Кенигсберга, Кракова, Лейпцига, Падуи, Праги и других европейских городов. Наряду с изучением наук происходило знакомство с культурой этих стран. Таким образом, цимбалы могли быть завезены на белорусские земли представителями шляхетской молодежи, которые в XVI в. обучались в итальянских, чешских, немецких университетах.

 

Ссылаясь на утверждение Н.Финдейзена о том, "что цимбалы занесены в Европу цыганами, а от них переняли инструмент евреи", можно предположить, что инструмент завезён в Беларусь евреями, поскольку в то время он был распространён среди еврейского населения. Доказательством служат многочисленные иллюстрации, среди которых гравюра на меди "Еврейские музыканты", "Еврейская свадьба в Германии"

img_109

Еврейские музыканты- Гравюра на меди (г. Франкфурт-на-Майне, 1717 г.

img_110

Еврейская свадьба в Германии (начало XVIII в.)

Появление евреев в белорусских городах относится к XIV в. Дарственные грамоты за подписью великого князя Витовта, выданные в 1388 г. вначале для брестских евреев, а затем в 1389 г. для гродненских, определяли их привилегированное положение. Исторические данные свидетельствуют о том, что цимбалы были распространены в среде еврейских музыкантов (клезмеров). Исполнителям были присущи экспрессивная манера игры, импровизационность. В состав ансамблей еврейских народных музыкантов (клезмерских капелл) входили скрипка, цимбалы, кларнет, труба, флейта, контрабас, барабан. Ансамбли приглашались на ярмарки, праздники, свадьбы, придворные церемонии, в синагогу. Репертуар включал национальные еврейские и распространенные европейские танцы. Иозель Цимбалист (г. Вильно, 1795 г.), по словам исследователя А.Миллера, пользовался большим успехом во времена Станислава Понятовского. В середине XIX в. цимбалист-виртуоз Л.Шейнман выступал в Беларуси со своей капеллой. О побочных профессиях исполнителей повествует А.Фидельман: "Жить одним лишь музыкантским делом не так-то просто, потому что не всегда бывают свадьбы. Цимбалист часто служит посыльным в общине, а барабанщик - служкой в погребальном братстве.

 

В XVIв. в белорусских частновладельческих городах создавались новые формы деятельности музыкантов - цеха. Они представляли собой своеобразные объединения, где соседствовали исполнитель и мастер по изготовлению музыкальных инструментов. Первое упоминание о минских цехах относится к 1552 г., в Мире - к 1693 г. Во второй половине XVH-XVIII в. увеличилось количество цеховых профессий за счет прибавления цимбалистов, скрипачей, гобоистов.

 

Широкое бытование скоморошьей культуры на территории Беларуси подтверждается историческими и археологическими находками. Инструменты западноевропейского происхождения  цимбалы и скрипки  появились здесь гораздо позднее инструментов, типичных для восточных и западнославянских регионов. Родовые профессии скоморохов имели иерархию, в которой музыкально-инструментальная специализация "цынбалник, цынбалщик" составляла особую прослойку.

 

В XVI в. возник белорусский народный кукольный театр батлейка, драматургия которого включала сцены религиозного содержания, мистериальную драму, народные интермедийные сцены. Основными компонентами драматургии являлись диалог, монолог, песня, танец, сопровождаемые звучанием народных инструментов, в том числе и цимбал. Как отмечают исследователи, импровизации музыкантов имели у зрителей большой успех и хранились в секрете.

 

О бытовании цимбал говорится в Библии, изданной белорусским первопечатником и просветителем Ф.Скориной в Праге (1517-1519): "Да выдьте ивси людие израилевы веселились играюши... на цимбалехъ...".

 

Особое внимание к цимбалам наблюдалось со стороны светского общества. Цимбалист Крыштанор Провинский служил при дворах литовско-белорусского князя и польского короля Сигизмунда Ш (1587-1632). В пьесе "Алексей, божий человек" С.Полоцкого (1629-1680) находим факт, подтверждающий существование дуэта в составе скрипки и цимбал. Во время свадьбы отец жениха обращается к музыкантам: "Мужики! Ударьте струны, охоты додайте". В ремарке автор указывает: "Тут цимбалисты и скрипки играют". Документы XVIII ст. свидетельствуют, что в резиденцию минского воеводы Кшыштофа Завиши был приглашен ансамбль цимбалистов из Минска, который хорошо исполнял старосветские танцы ". Король Станислав при посещении города Пинска (1860) наблюдал за "танцующими простыми людьми", которым подыгрывали музыканты -"один на скрипке, другой на цимбалах" .Мемуарная литература XVIII в. свидетельствует, что после ужина Кароль Радзивилл уехал в город и там потребовал созвать городских музыкантов со скрипками и цимбалами.

Цимбалы занимают почетное место в обрядах, песнях частушках, пословицах и поговорках белорусского народа: "Бубен б'е, цымбалы звіняць, памагае iм дуда, без цымбалаў, без дуды ходзяць ножкі не туды" (кадрильная припевка).

 

Цимбальное исполнительское искусство Беларуси.

 

Первые сведения о существовании цимбал на белорусских землях относятся к первой половине XVI в. Во второй книге Царствий (Ф. Скорина, Псалтырь) и в словорях XVIXVII вв. можно найти упоминания о  цимбалах. Проведённые исследования свидетельствуют, что в  XVII в. цимбалы существовали как в городах, так и в деревнях, и профессия цимбалиста была распространена приимущественно в «цимбальных» краях. Привезённые с Запада инструменты получали своеобразную трактовку через звукоряд и месный репертуар. Цимбалы звучали на вечеринках, обрядах, чаще всего со скрипкой.

 

По дошедшим до нас сведениям, в местах еврейской оседлости Витебской губерни, цимбалы звучали в ансамбле, который состоял из скрипки, кларнета, цимбал, турецкого барабана с тарелками . Распространение цимбал в других регионах носило локальный характер.

 

Про цимбалы поётся в одной из белорусских народных песен, где говорится, что

Цымбалы зайгралі,

Кола акон забраджалі,

Агатчына чэлядзь

Захацела вячэраць.

Калі пяклі каравай, спявалі

Паскоч, паскоч бобрэ!

Усадзім каравай добрэ,

Ды брусок на брусочку

Ды на жоўтым пясочку;

3 скрыпкамі - цымбалкамі,

3 харошымі прыправамі.

 

Использование цимбал в народной традиции зафиксировал П. В. Штейн: «Напярэдадні вяселля званыя госці гуляюць дзявочы вечар. Іграе музыка: скрыпка з цымбаламі». В начале XX в цимбалы становятся широко распространённым инструментом среди белорусов, что отражается в стилевых особенностях, жанровой системе белорусской народной музыки, инструментальных составах ансамблей.

 

Одним из первых, кто стал использовать белоруские народныя музыкальные инструменты на сцене в этот период, был Игнат Буйницкий, извесный представитель национальной интелигенции. В спектаклях Буйницкий использовал народные инструменты: дуду, скрипку, цимбалы (цимбалисты И.Голер, И.Маскалёнок). Инструменты привносили в постановки самобытный национальный колорит. Вот как говорили про спектакли И. Буйницкого: «Зрители не удерживались и  пускались в пляс, подхватывали песни, которые звучали на сцене. Спектакли Буйницкого становились настоящими народными праздниками». Цимбалы активно использовались и в народно-инструментальных ансамблях драматической труппы В.Голубка (цимбалист А.Липницкий).

 

По наблюдениям В. Беляева, цимбалы в довоенный период наибольшую популярность получили в городе. Он писал: «Цимбалы, после исчезновения гуслей, стали одним из самых популярных (главным образом городских) народных инструментов. В деревне они были связаны с локальной традицией. Развитие профессионального цимбального исполнительства повлияло и на народные традиции».

 

В деревнях в цимбальных краях этот инструмент переживает своё возрождение. По сведениям жителей Западного Поозерья, в довоенный период почти в каждом доме были цимбалы, которые звучали со скрипкой и гармоникой.

 

Политика белоруссизации, проводимая в 1924-1929-е гг., предусматривала комплекс мероприятий, среди которых особое место отводилось развитию музыкальной культуры. С целью реорганизации, расширения и углубления деятельности по исследованию и сохранению национальной культуры была создана музыкальная секция, которая активно включилась в решение актуальных вопросов развития музыкального искусства. В состав комиссии этой секции вошли М. Аладов, Я. Прохоров, В. Теравский, А. Бессмертный.

 

Результаты работы музыкальной секции этнографического отдела были продемонстрированы на Первой Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве в 1923 г. Именно на ней музыкальная общественность столицы познакомилась с исполнительским мастерством Иосифа Жиновича. В 1924 г. был открыт музыкальный техникум, где впервые вводились в обучение цимбалы. Класс цимбал преподавал Д. Захар  талантливый музыкант, мастер. Среди первых учеников  на тот час уже широко извесные в музыкальных кругах Минска  И. Жинович, С. Новицкий и др.

 

В 1928 году Д. Захару приходит мысль реконструировать цимбалы. Вместе с мастером К. Сушкевичем по чертежам, которые представил Д. Захар, они создают семейство цимбал (пикколо, прима, альт, бас, контрабас). Д. Захар заинтересовал своей идеей талантливых музыкантов, среди которых оказались И. Жинович, С. Новицкий, X. Шмелькин и др. В инструментальный состав вошли академические цимбалы: прима I , прима II , альты , альты II , цимбалы бас , контробас , дудка , лира . Лира и дудка являлись эпизодическими инструментами и выполняли функцию национальных тембровых символов. Основу составляли цимбалы. В 1928 г. Д. Захар организовал в музыкальном техникуме ансамбль цимбалистов. В этот же период М. Привалов создал белорусский народный оркестр, в состав которого вошли скрипки, цимбалы, гармоник, дудки, жалейка, дуда, сурма, гусли, накры (народныяе литавры), бубен и барабан. Оркестр много выступал, но внезапная смерть Привалова прервала его деятельность. В 1930 г. этот ансамбль был реорганизован в Белорусский государственный ансамбль народных инструментов. В составе ансамбля  воспитанники музыкального техникума и талантливые самодеятельные музыканты. Музыкальным руководителем стал Д. Захар.

 

Создание в 30-е гг. (на тот час в сложной политической ситуации) Белорусского государственного народного ансамбля было важным событием, которое имело не только художественное, но и социально-культурное значение. В народно-исполнительском искусстве Беларуси в этот период обозначился новое направление: цимбальныя ансамбли и оркестры, главным образом, при музыкальных техникумах. Наиболее извесными были ансамбли в Гомеле и Минске. Среди участников  и народные музыка

абсолютный слух
мини-чаты
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz
//novolukomldshi.ucoz.ru/panel/?a=menus;mn=2